Vale тестирует биодизель и электросамосвалы для снижения выбросов



Горнодобывающий гигант Vale объявил о новых шагах на пути к сокращению использования ископаемого топлива в своих операциях. Компания начала полевые испытания карьерных самосвалов, работающих на биодизельном топливе с содержанием B30 и B50, а также приступила к новому этапу оценки электрических грузовиков. Эти инициативы совпадают по времени с подготовкой к климатическому саммиту COP30 в бразильском Белене, где мировые лидеры будут обсуждать вопросы климатической повестки.

Основная цель испытаний — увеличить долю биодизеля в топливной смеси для карьерных самосвалов с текущих 15%, установленных законодательством Бразилии, до 30–50%. Лабораторные тесты, проводившиеся с 2023 года, показали перспективность такого подхода. В ноябре Vale перешла к полевым испытаниям на комплексе Mariana в штате Минас-Жерайс. В тестах задействованы машины грузоподъемностью 150 тонн. Ожидается, что использование более концентрированной смеси биодизеля позволит сократить выбросы до 35% по сравнению с дизельным топливом, используемым компанией сегодня.

В течение как минимум шести месяцев специалисты будут отслеживать производительность техники и оценивать, какие корректировки потребуются для двигателей или самого топлива, чтобы поддерживать эффективность на уровне, близком к текущему. «Стратегия декарбонизации промышленных операций основана на интеграции множества технологий и энергетических маршрутов, — отмечает Карлос Медейрос, исполнительный вице-президент по операциям. — Биодизель после подтверждения эксплуатационных параметров может обеспечить значительные экологические выгоды и послужить ориентиром для широкомасштабного внедрения в отрасли». Помимо биодизеля, Vale также заключила соглашения с поставщиками техники о разработке двухтопливных двигателей, работающих на смеси этанола и дизеля, используя конкурентное преимущество Бразилии в производстве биотоплива.

Параллельно компания начала новый этап тестирования аккумуляторного электрического карьерного самосвала грузоподъемностью 72 тонны, первые испытания которого стартовали еще в 2022 году. После внесения производителем корректировок на основе полученных данных грузовик вернулся на предприятие для новой серии тестов. В течение шести месяцев машина будет эксплуатироваться на руднике Capão Xavier в штате Минас-Жерайс для оценки ее производительности и операционной эффективности. Среди ключевых преимуществ электротехники — нулевые выбросы углекислого газа и значительное снижение уровня шума.

«В процессе технологического развития важно тестировать, извлекать уроки, вносить коррективы и снова тестировать, пока мы не достигнем идеального результата. Мы рассматриваем электрификацию как решение с потенциалом для сокращения выбросов углерода в долгосрочной перспективе», — комментирует Жуан Туркетти, директор по декарбонизации. Эти проекты являются частью глобальной стратегии Vale: компания поставила цель сократить свои прямые и косвенные выбросы углерода на 33% к 2030 году и достичь полной углеродной нейтральности к 2050 году. К 2024 году инвестиции в достижение этих целей составят 1,4 миллиарда бразильских реалов.

Еще от автора